10. Взаимосвязь между интенсивностью занятий и частотой сердечных сокращений.

Установлено, что частота сердечных сокращений (ЧСС) изменяется адекватно изменению физической нагрузки. Поэтому динамика физической нагрузки на тренировочном занятии определяется величиной ЧСС в одну минуту.

При рационально построенном тренировочном занятии в подготовительной его части (во время разминки) ЧСС должна постепенно увеличиваться и к началу основной части достигнуть величины так называемого “ порога готовности ” (130 –140 ударов в минуту).

В основной части тренировочная нагрузка, а соответственно, и ЧСС повышаются и удерживаются на оптимальном высоком уровне и затем в заключительной части снижаются, при этом ЧСС в конце занятия будет несколько выше, чем в исходном состоянии до занятия. Основная часть занятия по структуре может быть простой и сложной. В простой – занятие характеризуется однотипной деятельностью занимающегося, например, беговая нагрузка, или спортивные игры, или занятие по гимнастике на одном снаряде и т.д. График нагрузки при этом выглядит в форме плавной (колоколообразной) кривой.

При сложной структуре в одном занятии применяются разнообразные упражнения, например, прыжки в длину с разбега, метания, кросс. В этом случае при переходе от одного упражнения к другому выполняется дополнительная разминка, ее специальная часть; тогда на графике нагрузка будет изображаться в виде волнообразной линии.

Интенсивность тренировочной нагрузки зависит от плотности занятий и ее дозирования в физических упражнениях. Различают общую и моторную плотность тренировочных занятий.

Общая плотность – отношение педагогически оправданного времени ко всей продолжительности занятий. Она должна стремиться к 100%.

Моторная плотность – отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности занятий. Моторная плотность может колебаться от 10 – 15 % до 80 – 90 %.

Моторная плотность и дозирование тренировочной нагрузки зависят от вида спорта, возраста, пола, физической и спортивной подготовленности занимающихся, от условий занятий и др.

Изменение интенсивности тренировочной нагрузки на занятиях осуществляется методами прямого и косвенного регулирования двигательной деятельности.

К методам прямого регулирования относятся указания преподавателя (тренера) о скорости и амплитуде движений, величине внешних отягощений, количестве повторения упражнений и др.

К методам косвенного регулирования относятся изменение внешних условий выполнения упражнений, например, бег по горизонтальной прямой, в гору или вниз под уклон, в условиях стадиона или на местности; выполнение упражнений на обычной, повышенной или пониженной опоре; проведение игр на обычной, уменьшенной или увеличенной площадке и т.д.

Также см. вопрос 4.
Hosted by uCoz